ЂЂЂ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
в новокубанске

форум школы

сайт школы 6


ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

I. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важ­нейших аспектов деятельности школы.

 

В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту­альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз­можности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви­тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до­школьном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре­деленной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче­нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре­чаются в старшем школьном возрасте).

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренны­ми детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможно­стей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

знакомство педагогов с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогиче­ского наблюдения, диагностики;

проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных

игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

предоставление возможности совершенствовать способности в со­вместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

 

 

 

IV. Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и са­мостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне­урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных об­разовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при­роде деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

мастерская художественного слова;

ремесленная мастерская (прикладное искусство);

музыкальная мастерская (или музыкальный класс);

 

и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная школа при МФТИ, работа по индивидуальным программам, заочные курсы);

выработка проектно-исследовательских навыков (проектная мето­дика);

самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направлениясобственной деятельности (профильные классы);

четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

V. Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и уси­ление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из при­оритетных направлений работы ОУ.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не стра­дать от стресса при работе с людьми более способными и знающи­ми, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником, должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность ре­шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человече­ской привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоин­ства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, готов  учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

VI. Формы работы с одаренными учащимися

творческие мастерские;

групповые занятия  с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

занятия в профильных классах.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
МОУ СОШ - школа № 6 посёлка Прогресс

самое читаемое