ЂЂЂ КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
в новокубанске

форум школы

сайт школы 6


КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ: ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ИХ РАЗРАБОТКЕ

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.

Ю.А. Конаржевский считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания. П.И. Третьяков, Т.Н. Чекмарева рассматривают внутришкольный контроль как вид деятельности руко­водителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы

учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе.       |

 

(Данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии целии нечего контролировать.                                   |

А.В. Чоботарь считает, что внутришкольный контроль - это одна из ос­новных функций управления, направленная на получение информации о дея­тельности педагогов и на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе.

Мы придерживаемся следующей трактовки внутришкольного контроля:

внутришкольный контроль есть оказание методической помощи пе­дагогам с целью совершенствования и развития профессионально­го мастерства;

взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориен­тированное на повышение эффективности педагогического процесса;

система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функ­ционирования и развития системы УВР работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

По мнению М.М. Поташника, чтобы управлять не формально, а реаль­но образовательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно обоснованные решения, субъекту менедж­мента нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен.

Мы предполагаем, что разработка концепции внутришкольного кон­троля как составляющей процесса управления позволит демократизировать процесс управления, станет объективным фактором повышения за­интересованности педагогов в результатах своего труда, если:

внутришкольный контроль будет осуществляться на демократиче­ских началах;

он будет рассматриваться администрацией в качестве средства стимулирования педагогов;

внутришкольный контроль будет осуществляться систематически и

на вариативной основе.

Предлагаемая нами структура концепции внутришкольного контроля состоит из следующих элементов.

Большой энциклопедический словарь: «Концепция - способ по­нимания, трактовка какого-нибудь явления, основная точка зре­ния, идея для их освещения».

1. Ведущие принципы и задачи внутришкольного контроля:

стимулирование творческого и профессионального роста учителя;

доброжелательность;

взаимоуважение и взаимообогащение;

мотивационная и информационная основы;

сравнительно-аналитический подход;

методическая направленность;

системность;

цикличность;

демократизация;

гуманизация и гласность;

открытость и доступность результатов;

неадекватность отображения человека человеком;

неадекватность самооценки;

самосохранение (сохранение себя как личности).

Из сказанного выше можно определить следующую цель контроля -это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть по норма­тивным документам; получение объективной и полной информации о со­стоянии образования в школе; мотивация развития творческих начал в дея­тельности учителя.

Задачи контроля:

создать благоприятные условия для развития ОУ;

обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;

создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся;

побуждать к устранению существующих недостатков и использова­нию новых возможностей;

мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

2. Функции внутришкольного контроля:

осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и по­казывает, как происходит выполнение поставленных задач, руково­дитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качест­ва и эффективности контроля. Связана прежде всего с его перево­дом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания;

стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в ин­струмент развития творческих начал в деятельности учителя. Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу.

Объектами контроля могут быть: состояние организацион­но-педагогических условий успешной работы в школе, состояние учебно-воспитательного процесса, состояние внеклассной вос­питательной работы, состояние финансовой и хозяйственной деятельности, качество и эффективность работы учителя (ка­чество преподавания государственных учебных программ, рост профмастерства и др.), качество и эффективность работы учащихся (посещаемость, успеваемость: качество знаний, уме­ний и навыков, формирование некоторых качеств и др.), качест­во работы обслуживающего персонала.

3. Основные компоненты контроля:

1. Первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов.

2. Условия, определяющие объем, широту и направленность контроля.  К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые.

3. Определение целей контроля, критериев, показателей и норм оцен­ки контролируемых параметров.

4. Выбор методов контроля на основе заявленных принципов.

5. Выявление и констатация информации о существующем положении дел.

6. Оценка полученных результатов.

7. Сопоставление полученных результатов контроля с нормами (т.е. с запланированным, желаемым результатом).

8. Анализ и оценка такого положения и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

Контроль органически связан со всеми другими функциями управле­ния, и эта связь проявляется в том, что последние выступают как основные Точки контроля, т.е. он затрагивает цели, планы, прогнозы, решения, орга­низацию и исполнение действий, коммуникацию, коррекцию.

Осуществление контроля даст свои результаты, только то­гда, когда данные контроля будут служить основой для педаго­гического анализа, а через него и для регулирования и коррекции.

4. Структура внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль - это опосредованная система управления школой субъектами ОУ. Для его эффективности надо:

1. Разграничить понятия контроль и инспектирование в данном виде функции управления. Определить, что контроль = помощь, инспектирование = проверка, руководство = помощь + проверка. При демократическом стиле руководства должно быть больше контроля, чем инспектирования.

2. Установить формы контроля и инспектирования.

Контроль - самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль административ­ный, индивидуальный.

Инспектирование - фронтальная проверка, тематическая проверка, контрольные срезы.

3. Утвердить следующие требования к педагогическому коллективу:

самоконтроль - высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования.

Контролировать можно деятельность, инспектировать -результат.

 

Педагог:

адаптирован к работе с любой категорией детей;

учитывает интересы и особенности развития ребенка;

обладает навыками самоанализа;

обладает высоким уровнем системного образования;

имеет стабильные результаты эффективного обучения и воспита­ния;

возглавляет М/0, творческие и проблемные группы;

его опыт является достоянием учителей школы, района, города.

5. Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: оп­ределить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить про­грамму контроля, изучить предварительно необходимую документацию, свя­занную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спла- нировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.    !

6. Виды контроля:

1. По масштабу целей: стратегический; тактический; оперативный.

2. По этапам процесса: начальный или отборочный; учебный или про­межуточный; итоговый или заключительный.

3. По временной направленности: предупредительный или опере­жающий (для предупреждения возможных ошибок); текущий; заключитель­ный; ретроспективный.

4. По частоте проведения: разовый; периодический; систематический.

5. По широте контролируемой области: выборочный; локальный;

сплошной.

6. По организационным формам: индивидуальный; групповой; коллек­тивный.

7. По объекту: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически обобщающий; фронтальный; комплексно-обобщающий.

7. Основные формы контроля:

самоконтроль (инициатор и организатор - педагог относительно

собственной деятельности);

взаимоконтроль (взаимообучение равных);

административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

коллективный контроль;

внешний контроль.

8. Методы контроля:

Методы контроля делятся на методы контроля результатов и методы контроля процессов.

Анализ - это основной метод контроля в структуре и содержании вся-| кой педагогической системы.

9. Технологии внутришкольного контроля.

1. Педагог заполняет «Личностный паспорт».

2. Согласовывает свой план с руководителем школьного М/0.

3. Руководитель М/0 систематизирует личностные планы педагогов.

4. Руководитель М/0 составляет технологическую карту контроля сво­его М/0.

5. Завуч совместно с руководителем М/0 анализируют и составляют план контроля на уровне М/0.

6. Администрация анализирует план М/0, определяет план инспекти­рования, административного и индивидуального контроля. Знакомит с ним педагогов.

7. Составляется сводная карта внутришкольного контроля и утвер­ждается директором школы.

10. Контроль за внутришкольным контролем.

Этот вид контроля является прерогативой директора ОУ. Он связан с выявлением и оценкой образовательной деятельности и определением эффективности резервов развития как всего ОУ, так и отдельных участни­ков педагогического процесса.

11. Научное сопровождение реализации концепции внутришкольно­го контроля позволяет грамотно поставить внутришкольный контроль. Это сделает управление каждой подсистемой школы чувствительным к измене­ниям в ней. Реагирование на эти изменения определяется планированием, организацией и руководством.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
МОУ СОШ - школа № 6 посёлка Прогресс

самое читаемое