ЂЂЂ ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в новокубанске

форум школы

сайт школы 6


ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школь­ную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заго­ворили.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и са­мостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое ме­сто и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех уча­щихся в управление школьными делами, создание работоспособных орга­нов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязан­ностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимоза­висимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовос­питанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую дея­тельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в жела­нии самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

1. Целевой блок

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной лич­ности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной  культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятель­ности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.

3. Развитие и упрочнение детской организации как основы для меж­возрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

II. Принципы построения и развития самоуправления.

1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправле­ния педагогов, учащихся и родителей.

2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тес­ное взаимодействие.

4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов само­управления.

6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность инте­ресов учащихся.

 

III. Структура школьного самоуправления

 

Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;

второй - школьное ученическое самоуправление;

третий - школьное самоуправление.

Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов (5-9-е классы). Каждый учащийся входит в тот или той классный ученический экипаж (6 экипажей). Каждый экипаж избирает из своего состава комиссара и старшину, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров экипажей образуется совет учащихся отряда: в него входят 6 комиссаров.

Обязанности членов экипажей:

комиссар отвечает за работу каждого члена;

старшина отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток времени;

 

члены отвечают:

а) за дела внутри отряда;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;

в) за связь отряда с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета отряда:

подготовка и проведение отрядных собраний;

анализ деятельности своих членов;

подготовка информации-отчета и предложений, отражающих по­требности детей, в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.

Структура второго уровня - школьное ученическое самоуправле­ние. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоя­щие из комиссаров классных ученических экипажей. Школьные ученические экипажи возглавляют комиссар и старшина, входящие в данный экипаж. В работе школьным ученическим экипажам помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьных ученических экипажей:

1. Выработка и принятие решения.

2. Доведение принятого решения до отрядов.

3. Организация выполнения принятого решения.

4. Создание условий для выполнения решения.

 

5. Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

6. Подготовка аналитической информации и предложений по улучше­нию общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы.

Комиссары и старшины школьных ученических экипажей составляют совет учащихся школы.

Функции совета учащихся школы:

1. Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

2. Подготовка анализа и предложений на совет школы.

3. Анализ работы самих членов.

4. Обеспечение социальной защиты учащихся.

Структура третьего уровня. Это совет школы, который состоит из комиссаров школьных ученических экипажей (5 человек), педагогов (5 человек) и родителей (5 человек). Руководит советом школы директор.

 

Функции совета школы:

1. Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

2. Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической  базы ОУ.

3. Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.

4. Контроль за деятельностью администрации по расходованию вне- бюджетных средств.

5. Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятель­ности ОУ.

III. Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:                т

познавательная деятельность - предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

трудовая деятельность - забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

хубожественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

шефская деятельность - помощь младшим, забота о старших;

информационная деятельность - письменная информация о жизни отрядов, экипажей школы.

Организация самоуправления:

1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

5. Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в отраде, школе.

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
МОУ СОШ - школа № 6 посёлка Прогресс

самое читаемое